С пустой головой... на боевое поле ни ногой, ни копытом

Знаете, у военных есть такая поговорка: «к пустой голове руку не прикладывают», однако интеллектуальные способности здесь вовсе не причем – речь идет о головном уборе, без которого не разрешается отдавать воинское приветствие. В конном спорте ситуация аналогична: как бы хорошо вы ни были подготовлены и какое бы громкое имя ни носил всадник, за появление на боевом поле без шлема или цилиндра (в зависимости от вида спорта) следует исключение из соревнований.

  1. ШЛЕМЫ

✒Безопасность прежде всего

В конкуре и троеборье меньше внимания уделяется эстетике, - на первом месте соображения безопасности всадника. Именно в этой связи с недавнего времени были введены стандарты безопасности, главным требованием которых к каскам и шлемам является наличие трех точек крепления.

✒Крепление и застежки

Ранее все шлемы крепились на резинке под подбородком, однако сейчас таких моделей уже не производят. Шлемы с тремя точками крепления (виски и затылок) лучше и плотнее сидят на голове всадника, не болтаются, не сваливаются на лоб и глаза, остаются на месте даже при сильных падениях. Существует несколько видов крепления: это классические тесемки, более современные лямки-ремешки, улучшающие прилегание к голове, или даже веревочные крепления (внутри шлема), позволяющие максимально индивидуально отрегулировать посадку шлема на голове. Современные производители позаботились даже о тех всадниках, которые не могут ни на минуту оторваться от рутинных дел и должны всегда быть на связи, адаптировав крепления шлемов для использования hands-free мобильных устройств. Для большего комфорта также предусмотрена мягкая подкладка под подбородком и удобная застежка, которую можно защелкнуть одной рукой, при этом какой бы силы ни было падение, специально разработанное устройство будет препятствовать ее случайному раскрытию.

✒Каркас

Современные шлемы все до одного жесткокаркасные, однако прогресс не стоит на месте и современные производители уже сегодня начинают вводить в оборот нанотехнологии, которые используются в современном авиастроении, чтобы максимально усилить защитные свойства шлемов. Это титановые или карбоновые вставки, фибергласс, сплавы титана и алюминия, высокотехнологичное тканное стекло, эффективность которых подтверждается тестами, во время которых на изделие производится воздействие весом более 2 тонн, при этом покрытие шлема не раскалывается, а лишь сминается (что может спасти жизнь в случае, если лошадь пугается падения всадника и отбивает по нему). Также существуют модели с прорезиненным каркасом – специально разработанная резиновая матрица более эффективно поглощает мощность удара. Зачастую в погоне за эстетикой функциональный каркас скрыт под слоем искусственной замши или бархата.

Ведущие фирмы уже практически повсеместно вводят в производство шлемов (особенно детских и троеборных) технологию Monocoque-plus™, для которой характерно прочное соединение внешнего каркаса и абсорбирующего удары внутреннего слоя.

✒Защитный слой

Несмотря на расхожие мнения, практически у всех шлемов слой внутренней защиты имеет примерно одинаковую толщину (2 см), ведь от этого зависит соответствие европейскому стандарту. Именно этот защитный слой принимает на себя основное воздействие и гасит удар от падения. В более дорогих топ-моделях, используемых ведущими спортсменами, присутствует наполнение пеной x-fit, обеспечивающее безопасность и плотное прилегание шлема точно по голове. Наряду с этой технологией, не менее анатомическую форму способна обеспечить и полистероловая пена. Наиболее же распространенная и элементарная (однако, не менее эффективная) защита – это слой прессованного пенопласта.

✒Миф 1: При выборе шлемов многие всадники выделяют одним из основных критериев отбора вес изделия, якобы связанный с толщиной защитного слоя. Делают они это совершенно напрасно. Во-первых, на первом месте при выборе шлема должны беспрекословно стоять соображения безопасности, а во-вторых все шлемы (и дорогие, и дешевые) на сегодняшний день производятся примерно одного веса, с различием лишь в несколько грамм.

✒Козырек

Козырьки шлема для верховой езды вовсе не предназначены для защиты глаз от солнечных лучей, у них гораздо более ответственная миссия – они защищают всадника при падении вниз лицом, либо в случае, когда лошадь закидывается, свечит, резко встает и вскидывает вверх-назад шею. К сведению, шея лошади, тем более спортивной, очень сильно обмускулена, в связи с чем травмы от ее воздействия гораздо более опасны, чем это может казаться. Козырьки бывают резиновые (мягкие), что позволяет уберечь от повреждений лицо всадника, ведь они препятствуют удару и не раскалываются от силового воздействия, а также жесткие, с усиленным прочным креплением, исключающим возможность деформации изделия. Существует и кардинально иная модификация: при ударе козырек легко отлетает, не раскалываясь и не оставляя возможностей для повреждения лица всадника. Троеборные шлемы производятся и вовсе без козырьков, но зато со специальной защитой на затылке, ведь именно в этом виде спорта наблюдаются наиболее серьезные падения, а значит и требования к безопасности должны поддерживаться на высочайшем уровне.

✒Миф 2: Вентиляция современных шлемов бывает совершенно разная, – это специальные отверстия, прорези, сетки, продуманная аэродинамика. Однако, как бы производители ни расхваливали «климат-контроль» своего изделия, при выполнении европейских стандартов безопасности, требующих плотного прилегания изделия по затылку, вискам и лбу, во время активных занятий спортом голова все равно потеет, вопрос лишь в какой степени. Так что не надейтесь, что (как в популярных рекламах) вы снимите шлем, а ваша укладка останется неизменной. Это опасный спорт и соображения безопасности здесь превыше эстетических моментов.

✒Подкладка

Высокие технологии, обеспечивающие безопасность, сегодня соседствуют с соображениями комфорта. Именно поэтому большинство моделей шлемов предоставляют возможность регулировки размера точно по голове всадника, что немаловажно для детей, ведь они так быстро растут. Более того, производители предусмотрели и тот факт, что при нагревании шлема у многих людей с чувствительной кожей возможно появление раздражения или аллергической реакции. В этой связи фирмы предлагают шлемы с дышащей трикотажной, анти-аллергенной, или даже анти-бактериальной, пропитанной ионами серебра, подкладками взамен обычных неопреновых и сатиновых! Большинство подкладок крепится на липучках, что оставляет возможность для их стирки (в ряде случаев даже машинной, но при температуре не выше 30 0 С).

2. ЦИЛЛИНДРЫ

✒Позаботимся о детях

В отличие от динамичного конкура, выездка всегда оставалась более консервативным видом спорта. Тем не менее, в последние годы и здесь соображения безопасности стали побеждать эстетическую косность, и впредь дети до 14 лет и всадники, выступающие на молодых лошадях, обязаны выезжать на манеж в касках или шлемах, в то время как для всех остальных категорий обязательным головным убором остается цилиндр.

✒Окунемся в историю

Авторство изобретения цилиндра бесспорно принадлежит торговцу шляпами Джону Гетерингтону, впервые предложившему публике этот вид головного убора в 1797 году. Однако широкая общественность не сразу оценила это новшество, и лишь в 20-е годы XIX века цилиндр входит в свой «золотой век». Поначалу это был традиционный атрибут мужчины, отправляющегося на торжество или официальную деловую встречу, но вскоре растущая популярность сделала цилиндр элементом повседневным костюма среднего класса на европейском и северо-американском континентах. На пике популярности цилиндры выполнялись в различных цветовых вариациях, фасоны формы и материалы также не могли оставить покупателя равнодушным. Однако за бурным подъемом неминуемо последовал постепенный спад популярности, и уже к началу ХХ века цилиндр был практически полностью вытеснен более практичным котелком, однако Дипломатический этикет предписывал ношение цилиндров вплоть до 1970-х годов.

Сегодня мы можем лишь изредка лицезреть мужчину в цилиндре вне манежа для выездки: на тематических балах, костюмированных представлениях или во время королевских дней на скачках в Аскоте.

✒ ВРЕЗ: Историки отмечают, что президент США Авраам Линкольн всегда появлялся на публике в высоком цилиндре не только в силу эстетических свойств этой модели, он практически подошел к использованию подобного головного убора, помещая внутрь письма, важные финансовые бумаги, законопроекты и заметки.

✒Фасон и материал

Фасон цилиндров не столь разнообразен, и в основном различаются лишь женские и мужские модели. Для настоящих леди предлагается цилиндр с атласным бантиком и узкой резиночкой, позволяющей зафиксировать головной убор, зацепив резинку за волосы, собранные в пучок. Мужские цилиндры несколько более высокие, место бантика здесь занимает атласная ленточка, и какое-либо крепление отсутствует.

Материалы, из которых изготавливают современные цилиндры, варьируются прямо пропорционально с ценой на изделие. Наиболее экономичные модели производятся из прессованного картона, обтянутого тканью. Далее по возрастающей идут шерстяные, фетровые, и, наконец, цилиндры, покрытые полированным ворсом, обеспечивающим непревзойденное сияние и блеск. Естественно, на соревнованиях местного масштаба достаточно будет цилиндра эконом-класса, а вот на аренах мирового уровня, где оценивается все, вплоть до внешнего вида всадника и лошади, цилиндр с полированным ворсом может стать большим плюсом.

✒Как выбрать цилиндр?

В силу строгости квалификационных правил в выездке нет такого разнообразия цветовой гаммы и форм, как в других видах конного спорта. И если шлемы могут быть разнообразных цветов (черного, серого, зеленого, синего, коричневого, а в троеборье используются и комбинации цветов), то цилиндры, в основном, выпускаются в трех основных цветовых решениях: классический черный, а также темно-синий и темно-серый. Коричневый цилиндр встречается крайне редко, ведь как и коричневый фрак, такое цветовое исполнение требует заблаговременного согласования с судейской коллегией, не всегда разрешающегося в пользу спортивной пары. На международных турнирах разрешены черный или темно-синий фрак или фрак другого темного цвета, который соответствует цветовой шкале HSV. Цвета, которые имеют значение V менее 32 процентов, должны утверждаться в FEI. Цилиндр на международный старт можно надевать черного цвета или в цвет фрака. Что же касается требований, предъявляемых на российских турнирах, то здесь возможны отклонения от правил FEI, так что лучше всего знакомиться с регламентом конкретного старта.

Цилиндр должен плотно сидеть на голове всадника, ведь за исключением дам, одаренных длинными волосами, среднестатистическому всаднику крепить цилиндр не за что и держится он лишь за счет плотного прилегания по окружности головы. Стоит померить цилиндры разных фирм, ведь все они шьются по различным лекалам – кто-то на более округлое, а кто-то на более вытянутое анатомическое строение головы человека. В любом случае стоит поискать ту модель, что будет удобна именно вам, ведь дискомфорт причиняемый неправильно подобранными элементами экипировки способен омрачить ваше выступление на боевом поле.

С пустой головой... на боевое поле ни ногой, ни копытом
К другим статьям